Туризм
Выставки
Мероприятия
Отдел геологии
Отдел истории
Отдел природы
Отдел развития города
Штуфной кабинетъ

Благословение невесты

Благословение невесты

Благословение невесты

Наконец-то музейная коллекция полотенец, которой мы по праву гордимся, пополнилась экспонатом с жанровой вышивкой, то есть изображением сценок из жизни. Более древних традиций полотенце с орнаментом, выполненным тамбурным, или его еще называют русским крестом.

Вышивка крестом картинок быта распространилась во второй половине XIX века под влиянием городской моды. Тогда мастерицы любовно изображали сценки с чаепитием, народные гуляния, сюжеты известных сказок. Часто вышивальщицы, не имея книг и журналов по рукоделию, «перерисовывали» понравившиеся сюжеты с помощью иголок и ниток с оберток мыла, фантиков, открыток. Сейчас такие изделия с жанровой вышивкой – большая редкость, слишком тонок этот пласт народной культуры, и мало что сохранилось.

Но полюбуемся же на наше полотенце. Перед нами две картинки из прошлого, но картинки явно из разных источников, объединенные общей темой.

Первая сценка «Благословение невесты» изображает крестьянскую жизнь: половики, икона с полотенцем, простое окошко, на сундуке, чинно сложив руки на коленях, сидят отец с матерью. Перед ними в полушубке и цветастой юбке девка на коленях, прижавшись к полу лбом, ждет родительского благословения. Рядом, подбоченившись, с шапкой в руках сам виновник события, жених. Прически, одежда и, главное, великолепные «висячие» усы героев мужского пола выдают в них жителей Малороссии.

Вторая сценка «Боярышни в тереме» – возможно, обещание приятного будущего для молодых. Здесь уже хоромы, решетчатые окна, изразцовая печь, мягкие лежаки, очертания зеркала. Центральной фигурой является дородная дама в богатой одежде, рядом прислуживает женщина в простом наряде. А у зеркала, подперев щеку рукой, пригорюнилась молодая девица, ждет своего жениха. Девица одета в яркий сарафан, душегрейку, шею обвивают многорядные бусы. Стиль изображения второй сцены очень напоминает средневековые книжные миниатюры. А в изображениях складок одежды и украшениях низа платья есть даже что-то византийское. Возможно, вышивальщица взяла этот сюжет из какой-то старой (даже по тем временам) книги, он показался ей подходящим для свадебного полотенца.

Для вышивки использовались принятые на Украине цвета: красный, черный, синий, желтый. Вышивки «крестиком» обрисованы, как карандашом, швом «роспись». Этим достигается большая четкость. Кое-где нитки истерлись и выцвели, но это все следы времени. Ведь вышивалось то полотенце более ста лет назад. Готовила его к собственной свадьбе Назарова Парасковья Васильевна в конце XIX века.

Наверное, знатная была вышивальщица! Берегла потом полотенце, детям на счастье передала. Позже судьба забросила ее родственников, как и многих других в 30-е годы, на Урал.

Принесла в музей полотенце внучка Парасковьи Васильевны и, вместе с подарком, оставила в музее такую запись: «Больше века прошло, как бабушка наша вышивала этот рушник. Но полвека нет бабушки Паши, а память о ней музей сохранит. Благодарная ей 80-летняя внучка Клава С.».

Светлана Катана, заведующий отделом природы МБУК «Североуральский краеведческий музей»

 dDmPXJ7RaWzdqKOmwIcYWwPOke3ENb6Z5pOb4DIziyRlR7_ceDgFITw2WFxy0dmEivt7rQyy.jpg  DJPsQKl_tGU4Axoa0XiEL0gx0iuXwUTLDjVVefQsTUzN715X83SqkEH0xTL1qYEmYIOWK0qlH-iIr7djOlxF6PqH.jpg
 a6vUcbrhw7BduJJzjZL-GvMYavFR0KFT7ZH1Y5ZVZqFVokqP7JN2lezwgrb41COtDU7G9201.jpg  fC1-B9WNjvfCfi4mdKiLOvczPtAwEAh0C-uufYLkKErXEHfU-hzaHxa4b1uFvfZecsHxoTM6.jpg

Возврат к списку



Яндекс.Метрика