Туризм
Выставки
Мероприятия
Отдел геологии
Отдел истории
Отдел природы
Отдел развития города
Штуфной кабинетъ

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…»

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…»

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…»

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…»

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №1



В фонде нашего музея числится прелюбопытнейший экземпляр – рояль «Гранготт Берндт». Его история весьма любопытна, хоть и имеются в ней несколько белых пятен. Надпись на рояле гласит: «Гранготт Берндт, Бреслау. Придворный инструментальный мастер Ее Королевского Высочества принцессы Марианны Нидерландской». Неужели это инструмент самой принцессы Марианны Нидерландской?! И как он вообще попал в музей?...

Георгий Елисеев

«Узоры судьбы»

«Работал я в это время в клубе СУБРа художником. Вот тут-то и произошла моя встреча с Роялем.
Да, с большой буквы. Этого требует и возраст его, и принадлежность ко «двору ея высочества принцессы Марианны Нидерландской», стойкость во времена невзгод и несчастий. И мастер, если я правильно прочитал его имя: «Карл Фойгт – инструментмахер двора ея...». Марка известная. И еще за то, что он выучил музыке моих ребят! Я не знаю, когда он появился у «принцессы Марианны», но что в позапрошлом веке, это точно. А может, и еще раньше. Но вот когда появился в Североуральске, могу предположить – 1945-1947 г. Это трофейное имущество, вывезенное из Германии после Победы. Дальнейшая его судьба кроется под пылью кулис и сарая со старыми декорациями. Судьба была к нему милостива: сегодня вкушает блага покоя и почтенной старости. Он стоит в зале Североуральского городского музея. Да, узоры его судьбы покруче моих. А я рад, что мы с ним встретились. Во всяком случае, ребята играли если не с удовольствием, то с терпением. Правда, приходилось подстраивать очень часто, но тем не менее, «струны в нем дрожали», и оба наши ребенка с ним закончили музыкальную семилетку, и этим я горжусь!
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №2

Разбираясь в завалах я наткнулся на рояль! Старый, запыленный, без одной ноги, без педалей, но рояль!!! У меня мелькнула дикая в тот момент мысль: отремонтировать! Я побежал к Анатолию Ивановичу Волкову за советом. Он известный музыкант. Человек опытный, владеет всеми клавишными инструментами. И он согласился пойти со мной посмотреть рояль.
Вердикт был: будет играть, если: заменить «вербильбанк» – толстенную доску из твердого дерева, в которой крепятся «вербили» – колки, на которые натягиваются струны; отремонтировать механику клавиатуры; сделать педали.
И прибавил: «Глаза боятся, руки делают. Попробую отремонтировать, а если не сумею, то на свалку сумею отвезти и я».
Пошел я к директору клуба: отдайте рояль мне. Но оказалось, что он уже стоит в списке на списание, и директор ничего сделать не может. И я начал «бегать по инстанциям». В конце концов, мне разрешили его выкупить. За 10 рублей 00 копеек. Я охотно уплатил. Привезли домой, поставили в детской, подставив вместо потерянной ноги стул. В результате спальня потеряла половину площади, но я получил надежду на то, что дети будут учиться музыке без лишних затрат времени и нервов».
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №3

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №4

По словам Георгия Николаевича Елиеева рояль (вернее части от рояля) был куплен в клубе СУБРа за десять рублей, где он уже был списан. Был он без ножки и педалей, ремонтировали сами. После Георгия Николаевича путем хитросплетений судьбы рояль из комиссионного магазина (побывав «в руках» еще некоторых хозяев) попал в наш музей. А кто владел роялем до Георгия Елисеева?..

…Однажды нам принесли письмо на имя бывшего директора музея Светланы Ивановны Литосовой от Татьяны Георгиевны Билибиной (в девичестве Дурманова). Она утверждала (позже это подтвердилось), что этот рояль был привезен в Североуральск ее родителями Дурмановым. В середине 50-х годов он был незаконно конфискован у семьи вместе с другим имуществом. После семья уехала из Североуральска и больше не возвращалась сюда. Для Татьяны Георгиевны рояль — это семейная реликвия, память. И она просила, если рояль не представляет историческую ценность, вернуть им (позволить выкупить) дорогую сердцу вещь. К сожалению Татьяны, музей не мог этого сделать...

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №5
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №6

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №7

А что же с принцессой?! Это ее рояль?.. Музейные работники очень долго считали, что рояль действительно датируется XVIII веком, так как не могли найти в литературе сведений об инструменте и данном мастере. Великий и могучий Интернет тоже не выдавал ничего стоящего по этому запросу: мастер «Гранготт Берндт, Бреслау», принцесса Марианне Нидерланде. Пока за поиск не взялась наш главный хранитель фондов Елена Зеленина. Пересмотрев все списки инструментальных мастеров, Елена Леоновна выяснила, что был такой мастер Трауготт Берндт Бреслау (1837-1948гг.). (Фирма Трауготт Берндт – существовала с 1837 по 1945 гг. в Бреслау (Вроцлав), самая долгоживущая и известная нижнесилезская мануфактура).

В начале своей деятельности этот мастер был удостоен звания «Придворный инструментальный мастер Ее Королевского Высочества принцессы Марианны Нидерландской», в середине XIX века пианино и фортепиано компании были одними из лучших в Центральной Европе.

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №8
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №9
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №10
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №11

Принцесса Вильгемина Фредерика Луиза Шарлота Марианна Нидерландская, принцесса Оранская-Нассау родилась 9 мая 1810 года в Берлине. Отличалась редкой для своего времени независимостью взглядов и нетрадиционностью поведения. В 1830 году вышла замуж за принца Альбрехта, в этом браке родила 4 детей. В 1845 году принцесса бросила свою семью с тем, чтобы жить вместе со своим любовником, кучером Иоганессом, родила сына. Это стало последней каплей и королевские дома как Нидерландов, так и Пруссии прекратили с Марианной всякие контакты. При посещении Пруссии ей разрешалось оставаться на территории не более, чем на 24 часа. В 1855 году принцесса купила замок на западе Германии. Занималась поддержкой искусств, собрала богатую коллекцию картин, частично до сих пор хранящихся в замке, субсидировала молодых художников. Скончалась в своем замке в 1883 году.
Фото Александра Потапова
Фото Александра Потапова

И каков же итог?

Датируется рояль второй половиной XIX века. И он все-таки не принадлежал Ее Высочеству, а только был изготовлен придворным мастером. Что очень жаль! А какая была красивая легенда, согласитесь!…

«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №13
«Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…», изображение №14


Возврат к списку



Яндекс.Метрика