В нашем музее есть такой «агрегат», которым всегда очень интересуются дети: «Мама, это что?». На этот вопрос мамы обычно отвечают: «Это раньше такие большие фотоаппараты были. А сейчас они маленькие, компактные…». Маму нисколько не смущает этикетка, гласящая: «Фотокамера репродукционная». «И что же тут не так?» – спросите вы… Вот и хотелось бы рассказать немного про этого гиганта фототехники, как и для чего его использовали.
Действительно, определяют эту штуку совершенно правильно – это фотоаппарат. И правда, эта камера советская, но не настолько «древняя», как это представляется многим нашим посетителям. Она даже современнее большинства привычных нам аппаратов серий типа: «Зенит», «ФЭД», «Зоркий», «Киев» (помните такие?). Тем не менее фотокамеры серии ФК – это настоящая легенда советской фототехники! Именно на эти камеры снимались все, кто приходил фотографироваться в фотоателье, будь то документы или фото на память.
ФК – это семейство крупноформатных советских фотоаппаратов с разным форматом кадра: ФК 13×18, ФКД 13×18, ФК 18×24, ФКД 18×24, ФКП 18×24 и, собственно, ФКР 30×40. Что же означают все эти буковки? А всё просто – это три, скажем, назначения камер ФК:
- ФКД – фотокамера дорожная – это передвижная дорожная камера формата 13×18 или 18×24, предназначена для установки на штатив-треногу.
2. ФКП – фотокамера павильонная – стационарная камера формата 18×24 и крупнее, предназначалась для съёмок только в фотоателье.
3. ФКР – фотокамера репродукционная использовалась для получения репродукций, т.е. воспроизведения предметов (например, искусства) путём фотографии. Это нужно для того, чтобы сохранить подлинность объекта, максимально точно передать информацию о нём и его внешний вид.
У ФК деревянный складной корпус, фокусировочный мех из ткани или тонкой кожи. Фокусировка осуществляется перемещением кассетной (задней) части на реечном механизме. У фотоаппаратов ФКР «двойное растяжение» меха позволяло осуществлять макросъёмку в масштабе 1:1.
Данные камеры в основном делались из дуба, из-за чего эта довольно увесистая махина была очень устойчивая, без дрожания и вибрации при съёмке. Это, конечно, способствовал и специальный штатив, которым комплектовались все аппараты ФК. И наш гигант не исключение!
Затвор не входил в стандартную комплектацию, и чаще всего выдержка регулировалась крышкой объектива. Отсутствовал и видоискатель. Фотограф вставлял вместо кассеты матовое стекло, накрывался чёрным матерчатым покрывалом и так производил кадрирование и наводил резкость, перемещая заднюю часть фотоаппарата. После этого рамка с матовым стеклом менялась на кассету с фотопластинкой, затем задвижка кассеты выдвигалась наружу, и… «вылетала птичка».
На эти камеры устанавливался объективы «Индустар-4» 4,5/210 (ранние модели) и «Индустар-51» 4,5/210 (поздние модели), а также «Индустар-13» 4,5/300 (ранние модели) и «Индустар-37» 4,5/300 (поздние модели) в зависимости от размера кадра. Объективы вворачивались в сменную объективную доску. Т.к. затвора не было, съёмка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива со штатива. Объектив может быть использован для архитектурных, натурных, технических, научных, портретных и других видов съемки, а при диафрагмировании также для репродукционных работ (как наш ФКР). Объектив отличается высоким качеством изображения. (На нашей фотокамере объектив отсутствует).
Камеры серии ФК сменили несколько «месторождений» (мастерские «Кубуч» при Ленинградском фототехникуме; «ГОМЗ», Ленинград; Московский завод «Геофизика»), пока не обосновались на Харьковской «фотофабрике» (с 1973 году – завод Оргтехника). Однако уже в 1987 году выпуск камер серии ФК был прекращен. Сколько всего было выпущено камер неизвестно, но ФК были почти во всех фотосалонах и являлись самыми распространёнными фотокамерами СССР.
Екатерина Абросимова, заведующий экскурсионно-массовым отделом МАУК «Североуральский краеведческий музей»