Туризм
Выставки
Мероприятия
Отдел геологии
Отдел истории
Отдел природы
Отдел развития города
Штуфной кабинетъ

Тайны североуральского музея

Тайны североуральского музея

Тайны североуральского музея

2019 год для Североуральского краеведческого музея весьма значимый, ведь почти 50 лет музей ждал, когда сможет переехать в отдельное здание! И вот, наконец, свершилось – музей переезжает. Конечно, это большая радость. НО! С этим переездом связаны и некоторые сложности. Одна из них (и, пожалуй, самая большая сложность) – это перевезти наш отдел природы с минимальным ущербом!
Тайны североуральского музея, изображение №1
Тайны североуральского музея, изображение №2
Тайны североуральского музея, изображение №3
Тайны североуральского музея, изображение №4
Тайны североуральского музея, изображение №5
Тайны североуральского музея, изображение №6
Тайны североуральского музея, изображение №7
Тайны североуральского музея, изображение №8
Тайны североуральского музея, изображение №9
Тайны североуральского музея, изображение №10
Тайны североуральского музея, изображение №11

«Что из себя представляет диорама? — говорит заведующий отделом природы Светлана Катана, — Это одновременно и картина, и научная работа. Когда мы смотрим на диораму, нам кажется, что перед нами открывается большое пространство, а не маленький уголочек. Это заслуга росписи и использования природных материалов. Фон прописывался одновременно с объёмной частью диорамы, чтобы всё было единым целым.
Считается, что Североуральский музей изначально планировался как музей природы, чтобы не было повторов наряду с Краснотурьинским, Серовским, Ивдельским музеями. Именно поэтому такие большие траты были сделаны на отдел природы. У нас работали лучшие по Советскому Союзу специалисты в своей области.
В современности диорамы делаются очень редко. Насколько мне известно, в Свердловской области только три музея могут похвастаться диорамами: в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Североуральске.
В Екатеринбурге есть мастер-самоучка, который может нам помочь восстановить полноценные диорамы на новом месте.
Какие сложности возникают при переезде? Во-первых, этот материал очень хрупкий, много чего ломается, разрушается. Во-вторых, если короб сделать ещё не сложно, то куда сложнее снять роспись, не повредив его, как можно меньше повредить, например, деревья (ибо именно к этим деревьям подбирался фон). Можно обратить внимание на растения: где-то они искусственные, где-то настоящие. И если настоящие мы ещё можем заменить, то искусственные — нет, поэтому нужно с ними быть как можно бережнее. В-третьих, нужно будет потом это всё заново собрать по кусочкам. Нужно будет восстановить элементы естественного ландшафта, который на самом деле сделан из газет, досок и т.д. Ещё одна проблема: насекомые, которые могут появится в естественных природных материалах и уничтожить их. Поэтому всё должно быть тщательнейшим образом просушено и обработано».
Разборка диорам
Тайны североуральского музея, изображение №13
Тайны североуральского музея, изображение №14
Тайны североуральского музея, изображение №15
Тайны североуральского музея, изображение №16
Тайны североуральского музея, изображение №17
Тайны североуральского музея, изображение №18
Тайны североуральского музея, изображение №19
Тайны североуральского музея, изображение №20
Тайны североуральского музея, изображение №21
Тайны североуральского музея, изображение №22
Тайны североуральского музея, изображение №23
Тайны североуральского музея, изображение №24
Тайны североуральского музея, изображение №25
Тайны североуральского музея, изображение №26
Разборка диорам
Ещё один секрет диорам: в одной из диорам мы нашли стопки газет «Уральский рабочий» 1969 года! Это уже сам по себе экспонат. Газеты создавали необходимый рельеф в диораме.
Тайны североуральского музея, изображение №28
Тайны североуральского музея, изображение №29

Ещё один секрет диорам: в одной из диорам мы нашли стопки газет «Уральский рабочий» 1969 года! Это уже сам по себе экспонат. Газеты создавали необходимый рельеф в диораме.

А вы знаете, что зарождение музея в городе и появление диорам тесно взаимосвязаны?.. Очень подробно и эмоционально рассказала об этом основатель музея Галина Ивановна Горева.

Зарождение музея…

Приближалось 100-летие со дня рождения Ленина. Я работала в школе организатором внеклассной работы и в 1967 году организовала школьный краеведческий музей. Среди школьных он занял первое место. Наверное, поэтому вызвал меня тогдашний председатель горисполкома В.М. Кушниренко и предложил заняться организацией музея в городе. Я не без колебаний согласилась. Начала собирательскую работу. Работать в архивах с документами не позволяло время — сроки были даны очень короткие. Определили меня «подснежником» в СУКГРЭ на должность техника, но продержали там до первой ревизии — меньше года. В августе 1969-го предложили должность заведующей городским отделом культуры с оговоркой, что музеем я по-прежнему буду заниматься на общественных началах.
До моего прихода на это поприще были какие-то попытки что-то сделать. Было выделено помещение по ул. Чайковского, 21 (Прим.: здесь музей и находился до переезда). Что я там увидела? Несуразные витрины на высоких ножках, а на них что-то типа шкафа-серванта с раздвижными стёклами, жаль только, надписи не было: «Подходи и бери». В шкафах — коллекция бокситов со всего мира, принадлежавшая Е.С. Гуткину. Несуразные и почему-то розовые планшеты по тресту «Бокситстрой». Но самое печальное зрелище представляли остатки-останки музея заповедника.
Чайковского, 21. Ефим Самуилович Гуткин
Тайны североуральского музея, изображение №31
Чайковского, 21. Ефим Самуилович Гуткин
Когда контора заповедника была во Всеволодо-Благодатском, научные сотрудники создали там довольно приличный отдел природы с чучелами зверей и птиц. Были там даже заспиртованные пресмыкающиеся. В то время работали в заповеднике Олег и Ада Лишины. Как и всех умных людей, их считали чудаками. После ликвидации заповедника они стали преподавать в школе-интернате и туда же перебазировали музей. И всё было в порядке, пока они работали. Но они уехали из города... Чучела были порваны, изъедены молью, в некоторых завелись черви. Всё подлежало немедленному списанию и уничтожению, чтобы не было заразы в помещении.
Аркадия Константиновна и Олег Всеволодович Лишины

Аркадия Константиновна и Олег Всеволодович Лишины
Вот так я пришла фактически на пустое место. Но самое главное, у меня не было абсолютно никаких познаний в музейном деле, не знала, с чего начать. Решила, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Побывала в серовском, краснотурьинском, ивдельском музеях. В Ивделе наткнулась на брошюры по музейному делу, которые, судя по хаотично представленным экспонатам, там никто не читал. Мне их без особого сожаления отдали. От них я и начала плясать, как от печки. Определилась, что должны быть геологический отдел, отделы природы, истории села Петропавловского и предприятий, какие для этого нужны витрины, материалы и экспонаты. И началась работа, которую краеведческой и назвать было нельзя. Тут уж не до ведения края, когда ты один во всех лицах: завхоз, экспедитор, сотрудник и даже уборщица. Да ещё и при исполкомовской должности с серьезными обязанностями.
В Свердловске меня отругал директор областного краеведческого музея, заслуженный работник культуры А.Д. Пальчугов. Досталось мне за ту девку (зав.отделом культуры) и за того парня (председателя исполкома). Его длительная, эмоциональная тирада заключалась в следующем. Вот, мол, все города, большие и малые, давно имеют свои государственные или народные (на общественных началах) музеи (их по области было более двадцати), а Североуральск всегда в хвосте. Там, мол, ждут, когда последнее из-под носа уведут и так далее. Ну а я-то тут при чём?
Хулу я эту выслушала, но твёрдо сказала, что впредь буду отвечать за свои дела, а не за чужое безделье, и разговаривать со мной в таком тоне не позволю. (У ты какая! Да уж какая есть! — обменялись любезностями). Но после этого разговора он стал моим помощником, руководящей и направляющей силой. Познакомил меня с таксидермистом (а это штучная профессия) В.И. Сидоровым, уговорил его сделать чучела для нашего музея. Познакомил с художниками саратовского художественного фонда, специалистами по созданию природных диорам и биогрупп В.П. Палимпсестовым и В.Т. Саморуковой. Они как раз выполняли работы по природным уголкам нашего района — озеро Крылышкино, Денежкин Камень - в музее природы Зелёной Рощи: колоссальный труд и неописуемая красота.
Госпромхоз «Денежкин Камень» отстрелял лося и медведя. На забой оленей мы ездили вместе с В.И. Сидоровым. Требовалось доставить шкуры в Свердловск. Законсервировали их, чтобы не испортились. Труд огромный. Кто возил, грузил, разгружал — все случайные люди, любители выпить-закусить, и всё за денежку из собственного кармана (иначе как отчитаешься перед бухгалтерией). Пришлось помучиться, пока шкуры эти попали в частный дом в посёлке Шарташ, где у Сидорова была мастерская. Готовые чучела таким же образом доставили до вокзала, погрузили в товарный вагон — «по улицам слона возили». С птицами было проще, они не такие громоздкие. Летом приехали художники из Саратова. Надо было собрать природные материалы для диорам. Здесь выручали автоклуб (заведовала Р.В. Штрейс), отдел культуры в лице единственного работника — заведующей. Оперативно достать для работы алюмокалиевые квасцы, спирт, глицерин. Чтобы не терять времени даром, художники жили прямо в музее. Надо было обеспечить им сносные условия быта: стол, стулья, кровати, постели, электроплитку и прочее. Они писали «задник» и органично с ним создавали передний природный план…

Можно себе представить, насколько сложно было создавать музей «на пустом месте».

А сколько это стоило?…

В фондах музея хранятся документы 1969-1974 года, которые могут поведать нам, во сколько обошлось городу создание отдела природы.

Наши посетители очень любят заглядывать в «окошечки» палеоландшафтов «Юрский период» и «Стоянка древнего человека». Они были выполнены сотрудником Истринского отдела культуры Дмитрием Вербановичем Петковым. Диорама «Юрский период» обошлась в 649 руб. 00 коп., а диорама «Стоянка древнего человека» — 933 руб. 36 коп.

Диорама «Стоянка древнего человека»
Диорама «Стоянка древнего человека»
Чучело рыси
Чучело рыси

Как уже вам известно, чучела для диорам изготавливались известным таксидермистом Виктором Ивановичем Сидоровым. Шкуры для чучел были приобретены в Госпромхозе «Денежкин камень» и у охотников на сумму более 700 руб. А изготовление чучел — дело очень непростое и весьма дорогостоящее. Так, чучела медведя и оленя обошлись в 800 руб., чучела совы и зайца — 100 руб., чучело рыси — 150 руб., чучело лося — 600 руб., чучела для диорамы «Косачиный ток» (4 птицы) — 120 руб., «Глухариный ток» — 150 руб., чучело соболя — 35 руб. и т.д. При этом шкуры и весь материал, необходимый для изготовления чучел, предоставлял заказчик, т.е. Североуральск.

Кроме самих чучел необходимо было оформление самих диорам (это само оформление природным материалом + задники). Все диорамы выполнены художниками Саратовского художественного фонда Валентиной Тимофеевной Саморуковой и Владиславом Петровичем Палимпсестовым. Эскизы диорам «Олень» и «Водоплавающие птицы» («Крылышкино озеро») обошлись в 3 188 руб. 63 коп. Только оформление диорам «Медведь» и «Лось» обошлось в 3 018 руб. 74 коп. и 5 622 руб. 15 коп. соответственно. Задники и предметный мир диорам «Лось», «Водоплавающие птицы» обошлись в 3 755 руб. 58 коп. Диорама «Глухариный ток» (эскиз, предметный мир, задник) обошлась в 1990 руб. 04 коп.

Исходя только из указанных сумм общая стоимость вышла — 21 812 руб. 50 коп. И это только те суммы которые нам известны по документам! Можно предположить, что всё вместе (это работа таксидермиста и художников, их проживание, включая дорогу, приобретение шкур и всех необходимых материалов и т.д.) обошлось около 30 тыс. рублей. И это в 1969 году! Для сравнения можно сказать, что на 1 января 1970 год на сумму 30 тысяч рублей можно было купить 5-6 автомобилей «Волга», 6-7 автомобилей «Москвич», 9-13 автомобилей «Запорожец» в зависимости от модели! После 1971 года цены на автомобили существенно изменились, но это уже было позже. При этом средняя з/п на 1969 году была около 110-120 рублей.

Тайны североуральского музея, изображение №35
Тайны североуральского музея, изображение №36
Тайны североуральского музея, изображение №37
Тайны североуральского музея, изображение №38
Тайны североуральского музея, изображение №39
Тайны североуральского музея, изображение №40
Тайны североуральского музея, изображение №41

Тайны североуральского музея, изображение №46


Тайны североуральского музея, изображение №51
Тайны североуральского музея, изображение №52


Разбираем диорамы

Возврат к списку



Яндекс.Метрика