Туризм
Выставки
Мероприятия
Экспозиция «Отдел природы»
Экспозиция «Штуфной кабинетъ»

Краеведение и туризм

Полотенце с бабочками 23.11.2022

Полотенце с бабочками

Вот и пришла к нам зима с долгими тёмными вечерами. Можно порадоваться тем, кто устал от полевых работ и хочет вплотную заняться рукодельем появилось свободное время для творчества. Можно доставать спицы, иглы, пяльца, перебирать запасы цветных ниток и тканей, планировать проекты, оборудовать рукодельный уголок. 

В старину тоже холодный период года тратили на прядение и ткачество, вязание и шитьё: одеть семью — очень важное дело. Покровительницей женских работ считалась «бабья заступница» святая Параскева Пятница. Именно её поминали женщины, начиная работу со льном, к её образу несли первые заготовки для ткани, ей посвящались весёлые вечеринки-посиделки. В день памяти святой Параскевы, 10 ноября, был запрет на работу с пряжей и куделью, но принято было устраивать смотрины своих работ.  

А какое важное значения имели вышитые, вытканные и вывязанные изображения на скатертях и полотенцах! Элементы орнамента, круги, кресты, ромбы обозначали солнце и землю, звёзды — вселенную, дерево-мироздание. Символы на вещах должны были оберегать семью, их присутствие вселяли спокойствие и уверенность.

Но кроме строгих обережных изделий создавались руками мастериц вещи просто нарядные, «модные». Где-то же должна проявляться фантазия и личные интересы рукодельниц! Особенно творческим был подход при украшении полотенец. Сюда юные вышивальщицы могли перенести картинку из книги, орнамент с конфетного фантика, позаимствовать рисунок у подружки, сами что-нибудь придумать. Бытовые фантазийные вышивки приоткрывают перед нами представление о красивом девочек в историческом прошлом.
5 Орнамент полотенца с бабочками.JPG
Наверное, к таким предметам и относится «Полотенце с бабочками» из музейной коллекции. Полотенце было вышито Пелагеей Яковлевной Дмитриевой в конце 19 века в Орловской губернии, передала нам его вместе другим прабабушкиным приданым жительница Североуральска Надежда Анатольевна Кондратович. Среди рукодельного приданого Пелагеи Яковлевны много интересных ценных вещей, но это полотенце выделяется яркостью цветов, и главное, сюжетом. Полотнище изделия украшено тремя вариантами мотыльков. Мотыльки — излюбленный элемент европейской вышивки, явно из-за границы попала схема на Орловщину, но перед нами не совсем декоративное изображение: рисунок на крыльях и форма бабочек претендует на видовое сходство. Во всяком случае по центру явно бражник Мёртвая Голова, цвета взяты другие, но линии и пятна на туловище и крыльях, совпадают с настоящими на натуральном легендарном бражнике. Бабочки по краям от бражника похожи на пядениц: именно у видов этого семейства часто пятна располагаются на вершине крыла. В бабочках на верхней и нижней линии орнамента предположу листоверток: трапецевидная форма крыльев, полоски параллельны срезу крыла. Что это может означать? Я думаю, либо европейский художник, разрабатывавший схемы для вышивки, черпал вдохновение у природы, был любителем бабочек или поглядывал в печатные издания: в 19 веке очень популярны были естественные науки и выпускалось много книг на эту тему. Либо схемы с бабочками создавались для образования девочек, а в те годы в Европе девочки нередко обучали с помощью вышивки — сначала учились читать и считать, вышивая буквы и цифры, позже с помощью подборки сюжетов, могли закреплять знания по географии, по математике и даже по астрономии. Составлялись соответствующие образцы и по естествознанию, для знакомства с растениями, птицами, насекомыми.
3. Бражник в вышивке.JPG
2. Бражник Мёртвая голова.jpg1. Бражник Мёртвая Голова.jpg4. Предполагаемая пяденица.JPG
Наша Пелагея, наверное, тоже любила природу, раз выбрала такой сюжет для своего приданого, только не знала мрачного названия большой бабочки — перевода-то не было. К работе девушка подошла творчески: бабочек «раскрасила» сочными цветами. Сочетая серые и яркие оттенки, заставила жёлтую и бордовую краски заиграть ещё сильнее. Один листочек на растительном орнаменте несимметрично вышила двумя цветами, превратив в бутон. 

Интересно, что в деревнях вышивальщицы не следили за направлением стежков: верхний мог накладываться хоть вправо, хоть влево — на такие мелочи внимание не обращали, зато изнанка была очень аккуратной и без узелков. «Полотенце с бабочками» Пелагея, видимо, вышивала в последнюю очередь, перед самой свадьбой, и чуть-чуть не успела закончить, одна полоска в орнаменте только начата. Или не хватило ниток. Или всё же девушка хотела изготовить обережную вещь, а самыми сильными считались те, что сработаны за один день, от рассвета, до заката.6. Изнанка полотенца.JPG
Многое может «рассказать» старинное полотенце и ещё может побудить к творчеству. По фотографии совсем несложно вышить таких же бабочек, используя при этом естественные цвета или те, что выбрала Пелагея, или свои. Дополнить картинку придуманными деталями. Представлять себя английской юной леди из закрытого пансиона или невестой из деревни Большое Рыжково, готовящей себе сундук с приданым. Вышивка объединяет и времена, и традиции, а музей готов в этом помогать.
7. Творческих успехов!.JPG
Светлана Катана, заведующий отделом природы МАУК «Североуральский краеведческий музей»

Возврат к списку


Яндекс.Метрика