Туризм
Выставки
Мероприятия
Экспозиция «Отдел природы»
Экспозиция «Штуфной кабинетъ»

Краеведение и туризм

04.11.2021

К истокам манси

Мы живем на земле манси. Но если оглянемся вокруг, то почти не обнаружим среди нас представителей этого древнего народа с самобытной культурой, обычаями и традициями. В 1978 году их насчитали 7600 человек, в 1986 году — 6200, в том числе в нашем районе — всего несколько семей.

Мы любуемся очертаниями окрестных гор, пьем чистейшую воду из наших рек и ручьев, мы но вряд ли догадываемся о том, что и тысячи лет назад по тем же тропам бесшумно, легко и быстро ступала нога в бахиле. Мы слишком мало знаем о хозяевах здешних земель XVIII века — ясашных вогулах, чьи юрты стояли на берегах Ваграна и Сосьвы. А что мы знаем об аборигенах нашего края? Где их истоки?

По последним оценкам ученых человек появился на Урале 500 тысяч лет назад, и Урал никогда не был зоной формирования предков современного человека. Он заселялся пришельцами и с востока, и с запада, в процессе формирования так называемого смешанного типа человека (V-III тысячелетие до н.э.). Возможно, формирование уральской языковой семьи действительно было следствием продвижения сюда в мезолитическую эпоху (X-VIII тысяч лет назад) населения из Приуралья и Прикаспия. Оно ассимилировало аборигенов, в результате в эпоху камня сложилась уральская (протофинно-угоро-саморийская) общность, племена которой говорили на едином финно-угорском языке-основе. К глубокой древности относится и отделение восточной ветви этой общности — угорской. Однако предки современных манси оформились лишь к началу второго тысячелетия новой эры — в районах горного Урала, лесном Зауралье, в бассейнах сибирских рек.

Изучением древностей этого населения на протяжении последних ста лет занимались многие исследователи. Научную систематизацию собранного материала осуществили в 50-60 годах, где наибольший вклад сделал ученый археолог В.Н. Чернецов. В 60-80 годы были добыты новые материалы (в основном в лесном Приобье), над которыми успешно потрудилось около десятка российских ученых.

Наш район археологами изучен слабо. Но это не значит, что раскопки, проведенные учеными минувшим летом в районе Черемухово, являются первыми. На картах памятников Горного Урала и памятников кинтусовского типа обозначен Усть-Вагранский грот. На первой — как жертвенное место, на второй — как место находок кинтусовской керамики.

Необходимое пояснение. Группу археологических памятников (древние поселения, погребения, рудники, жертвенные места и т.д.) где находят однородные орудия труда, предметы быта, украшения, планировку поселений и т.д., сосредоточенных на компактной территории и относящихся к определенному времени, принято называть археологической культурой. Название памятников археологической культуры дают по названию мест первых находок определенного типа.

Если за центр нашей условной карты взять бассейн Сосьвы, то на восток от нее располагаются памятники так называемой юдинской культуры, на севере и северо-востоке — памятники кинтусовского типа (Сургут, Нижнее Приобье до восточных склонов Урала), на западе, юге и севере — памятники петрогромского типа. Причем верховье Сосьвы оказывается в центре ореола памятников петрогромского типа (Петрогром — гора близ Екатеринбурга, жертвенное место). Время существования памятников петрогромского и кинтусовского типа — конец первого, начало второго тысячелетия новой эры (X-XIII века). Жертвенные места располагались на открытых скалах и в пещерах. Первые явились также центрами металлургического производства, так как на открытых возвышениях хорошие условия для естественного дутья. Для древних металлургов процесс получения металла представлялся загадочным, поэтому он обставлялся различными ритуальными обрядами.

Устройство культовых мест на отдельных скалах согласуется с сообщением П.Палласа о том, что вогулы «ставили идолов своих обыкновенно в каменных ущельях, на высоких и крутых каменных горах, а притом и на высоких соснах, чтобы тем самым при поклонении возбудить к ним священный страх».

На территории нашего района на сегодня выявлено три жертвенных места (святилища) — на Усть-Вагране, Чертовом городище и в Граничной пещере (Черемухово-1). Уместен вопрос: кому они принадлежали? На картах XVIII века отмечены юрты трех семей. Что такое «юрта»? Тысячу и более лет назад это были небольшие поселки, место проживания нескольких родственных семей из 7-10 жилищ. По сведениям археологов они существовали в лесном Зауралье у аборигенов манси Верхотурского, Пелымского уездов до XVII века.

В мансийских и хантыйских былинах фигурирует «деревня из одного дома». Причина понятна: большие общности не смогли бы существовать, слишком далеко пришлось бы ходить на охоту, а в местных водоемах не хватило бы рыбы для всех. Естественно, что каждая «юрта» — семья (или несколько семей) — имела свое культовое место, где приносила жертвы духу — предку и покровителю. Оно считалось священным, так как было сакральным центром своей земли, символом Родины.

Если предположить, что святилище на Чертовом городище (Черемухово-1) принадлежало юрте Абрама Денежкина, то остается определить места остальных жертвенников. Юрта Данилы Алтипова стояла на месте, где потом появился поселок Даньша. Тогда ближайшим привлекательным местом для отправления культа должна была бы быть пещера в районе Усольцева. Юрта Петра Тихонова располагалась на Бокситах. Ближайшими отсюда пещерами были те, что располагались в уничтоженных скалах на берегу Ваграна (где сейчас известковый карьер), пещеры на Коноваловке и пещера в скале, где стоит церковь Петра и Павла. В одной из них наверняка было святилище.

А как же святилище в Усть-Вагранском гроте? Скорее всего оно использовалось как княжеское, на которое в прошлом «все манси с Сосьвы и Ваграна бегали». На это указывает и тот факт, что недалеко от устья Ваграна на Стрелебном камне манси устраивали состязания. Они проводились в день жертвоприношения между двумя фратриями (Пор и Мощь) на межфратриальных святилищах.

Это всего лишь предположение. Но оно не беспочвенно, как мне кажется, ибо наш район, как никакой другой, имеет множество пещер, то есть мест, которые оставались скрытыми от посторонних глаз и посягательств. Так ли это? Ответ дадут результаты обработки находок экспедиции минувшего года и новые исследования, если, конечно, они когда-нибудь состоятся.

Валерий Шакаев, учитель, руководитель этнографического кружка школы №13, п. Черемухово. Историко-краеведческий выпуск «Вагран» №34 от 1 марта 1999 года

 Mk_03wUpT0s.jpg  xlTLD_7TrfY.jpg
 -EVbSFKbcs0.jpg  7DY56aD6TRU.jpg


Возврат к списку


Яндекс.Метрика