Туризм
Выставки
Мероприятия
Экспозиция «Отдел природы»
Экспозиция «Штуфной кабинетъ»

Краеведение и туризм

02.12.2021

Наши дороги — наша история

Пассажиры автобуса «Первая столовая — Горный поселок», очевидно, и не подозревают, что конечные остановки этого маршрута находятся на двух старинных дорогах, связывавших село Петропавловское (вначале Петропавловский завод) с другими населенными пунктами нашей и соседними областями. Но всего по территории, занимаемой нынешним городом, проходило четыре дороги. В архиве СУБРа есть план села и его окрестностей на 1940 год, на нем можно проследить трассы этих дорог. Все четыре дороги сходились на площади у церкви св. Петра и Павла.

Чердынско-Богословская дорога проложена Максимом Походяшиным, она шла из Чердыни через селения Верх-Язвинское, Улс, главный Уральский хребет, ТулайкуБаронское, Большое болото и выходила к нынешнему Горному поселку и мосту через реку Колонгу. Летний путь проходил возле Золотого Камня, Покровского и, пересекая Троицкий исток, вливался на основную дорогу. Автором этого летнего пути считается житель села Верх-Язвинское Пермской губернии Ефим Кичигин. По этой дороге осуществлялось массовое переселение крестьян Чердынского уезда в будущий Богословский горный округ, ставший позднее одним из крупнейших горнопромышленных регионов Урала. Остатки этой дороги сохранились до наших дней на участке мост через Колонгу — Горный поселок — железная дорога Североуральск — 1 Бокситы — шлюзы канала Исток — Вагран и далее до Казенного озера.

Вторая дорога. Это так называемый Рудничный тракт, он проходил через Теплую гору и связывал Петропавловское с центром Турьинской волости — Турьинские Рудники, а также с уездным городом Верхотурье. По ней возили с Петропавловского чугуноделательного завода готовую продукцию и сырье на завод, ездили чиновники по своим надобностям и, конечно, пользовался простой люд.

Третья дорога. Она называлась Ивдельским трактом. Первоначально дорога доходила до Воскресенского рудника и потому так и называлась — Воскресенская, но в 1824-1831 годах была продолжена до Ивделя и через Няксимволь связывала Северный Урал с Тюменским севером и городом Березово. В пределах Североуральска тракт сохранился на прямом участке улицы Баянова, от здания Дома быта «Кедр» до железнодорожного переезда на улице Белинского.

Оба тракта — Рудничный и Ивдельский — служили основной дорогой для земской почты. Подробное описание этой дороги дал Л. Троцкий в мемуарах, опубликованных в газете «Уральский рабочий» во второй половине 80-х годов. Троцкий при своем побеге из ссылки воспользовался именно этой дорогой.

Четвертая дорога — Даньшинская. Многие ли знают, что в территорию тогдашней дачи Петропавловского завода входили населенные пункты нынешнего Ивдельского района — Лача, Денежкино, Митяево, Маслово, Марсята? Это был важный район воспроизводства конского поголовья. Дело в том, что поймы рек Сосьвы и Лозьвы изобиловали хорошими лугами и выпасами, здесь заготовляли большое количество доброкачественного сена для лошадей. Вот и был создан Прилознинский конный завод, подчинявшийся администрации Петропавловского завода. Кроме того, в селении Маслово добывали огнеупорную белую глину, пользовавшуюся большим спросом у заводчиков.

Даньшинская дорога действовала еще в начале сороковых годов нашего века, ее участок сохранился от нынешнего магазина «Энергия» до здания администрации города, далее по мосту через Сарайную, у магазина «Север», территория пивзавода и части улицы Ватутина, от дома №3 до здания электроцеха и в сторону Крутого Лога. Участок дороги в начале улицы Ватутина сохранил конфигурацию старой дороги.

В 1827 году инженер (бергшворен) Чеклецов открыл золотоносные пески на реке Мостовой, это послужило толчком для развития золотодобывающей промышленности в Богословском горном округе. Основными местами добычи золота и платины стали прииски Сольва, Ореховка, Мостовая, Артельный (Тулайка), Даньша. Это снизило экономический кризис, наступивший в нашем районе после закрытия Петропавловского завода. Со строительством Надеждинского рельсобалочного завода (ныне Серовский) новый толчок в развитии получили и Петропавловское село и весь регион. В это время строится железная дорога в сторону Гороблагодатского и Покровска-Уральского. В 1909 году была построена узкоколейная железная дорога от Надеждинского завода через станции Медная шахта, Турьинские рудники, Угольная Волчанка и Вагран до Троицкого истока. Но с дальнейшим бурным развитием промышленности на Северном Урале дорога не стала отвечать требованиям времени, не справлялась со все возрастающими объемами перевозок. И вначале 30-х годов магистраль начали реконструировать, к 1935 году на всем протяжении от Серова до Покровска дорога стала ширококолейной. В этом же году построили станцию Покровск-Уральский.

Вначале Великой Отечественной войны началась новая реконструкция магистрали, по сути дела она почти на всем протяжении проложена по новой трассе — около городов Краснотурьинска, Волчанска. Были введены в строй станции Серов-Сортировочная, Лесная Волчанка, а в 1943 году современная станция Бокситы.

Особую роль на этом (четвертом) этапе развития экономики района сыграла Даньшинская дорога... Еще в середине 19 века капитаном Петром Карпинским в местах прохождения этой дороги были открыты залежи железной руды, его назвали Благовещенским, руда здесь была низкого качества и потому не пользовалась большим спросом. Вскоре рудник забросили. И вот в начале 30-х годов геолог Н.Каржавин с проводником, жителем села Петропавловского П.Ожеговым, посетил старые шурфы этого рудника. Геолог определил, что бедные железистые руды богаты глиноземом. Так было открыто крупнейшее месторождение бокситов, названного Н.Каржавиным «Красная шапочка». Дорога же стала строительной площадкой первых промышленных цехов нового рудника, одновременно она продолжала еще служить — по ней доставляли руду к станции Вагран (старые Бокситы).

В 1996 году исполняется 65 лет со дня открытия месторождения бокситов, в следующем году (1997) — 170-летие начала добычи: золота и платины, а в 1998 году — 240-летие села Петропавловского.

Отмечая эти даты, следовало бы увековечить имена наших знаменитых земляков — Григория Постникова, Максима Походяшина, Петра Карпинского, инженера Чеклецова и лесника П.Ожегова, а также исторические места, в частности, участок улицы Ватутина до дома №3 переименовать в улицу Даньшинскую. В начале 40-х годов в поселке Завагранском была улица Трактовая. Целесообразно восстановить и это название.

Евгений Мылов, Историко-краеведческий выпуск «Вагран» №1 (газета «Наше слово» №63 (7850) от 20 мая 1996 года)

mTW9f1pfbls.jpg

Возврат к списку


Яндекс.Метрика