Как же у нас поработала «Ёлочная игрушка»? Отозвались на музейный призыв 50 участников. Работы были представлены в разнообразных техниках, но больше всего было мягких игрушек и из ваты. Ватное папье-маше сегодня — модное творчество. Коробка с игрушками Натальи Шимпф стала не только победителем в своей номинации, но и самым популярным изделием на выставке. Лидерами по симпатиям оказались и обаятельные герои из шерсти, выполненные Мариной Генкель, особенно посетители выделяли коня и крысу. Очаровашкой признали и котика другого автора — Ульяны Рублёвой. Безусловно, одной из самых красивых работ на выставке была снежинка-звезда из бисера от Ольги Ряпосовой. Бисерные же ёлочки Ольги Ожеговой и Валентины Салаутиной хоть и не участвовали в конкурсе, но отмечены любителями и знатоками этой техники.
Жалко, что не придумали номинацию «Круглая игрушка», эту форму выбрали многие участники, наверное, потому, что елочные шары — самое традиционное украшение. Среди «смешариков» привлекали внимание тигрята Татьяны Саваловой, зверушки Валентины Вахотиной, ну и много просто красиво оформленных шаров. Самой весёлой была признана компания «Новогоднее настроение» Людмилы Палаумовой, где лицевой стороной одной из игрушек (зайчика) стала спина, а не та сторона, где «лицо». Самой романтичной выглядела золотая рыбка, изготовленная в технике амигуруми. Самыми милыми маленькие посетители посчитали стайку птичек, изготовленную ребятами из Центра внешкольной работы под руководством Алины Быковой. Эти же посетители громко поправили меня, когда я назвала игрушку Елены Байковой «удалым снеговиком» — «Это Олаф!», и восхищались новогодними композициями Богдана Лукашевича и Эдуарда Шуфельтюка. Самыми уютными и этническими музейщики посчитали оленей Елены Чиглинцевой, и даже выпросили их для дальнейшего использования в экспозициях.
Дипломы лауреата 1 степени по итогам выставки получили Наталья Дмитриевна Шимпф в номинации «Ватная ёлочная игрушка», Наталья Дмитриевна Ряпосова в номинации «Чудо-бисер», Лидия Павловна Валиева в номинации «Игрушка из бумаги» и Марина Алексеевна Генкель в номинации «Мягкая ёлочная игрушка». Все участники выставки-конкурса здесь не перечислены, но нам они одинаково дороги, вне зависимости являются ли они победителями или нет, принимают ли участие во всех таких музейных мероприятиях или в первый раз принесли свою работу. Всем большое спасибо! И выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество.
Отдельное спасибо хочется сказать Наталье Божко за то, что своими чудесными зимними пейзажами создала на выставке соответствующее настроение. Кстати, идею проведения этого конкурса Наталья Александровна и предложила. Ещё для праздничной атмосферы послужили экспонаты из фондов музея — новогодняя композиция из сувениров супругов Виктора и Таисии Воложаниных, а также старинные ёлочные игрушки. Они-то и преподнесли сюрприз...
Коробку со старинными игрушками подарил музею наш давний друг Николай Николаевич Стуканов. Там оказалось много интересного, но среди стеклянных украшений выделялись три изделия из разлохмаченной крученой проволоки и целлофана, две парусных лодки и стрекоза. Эти вещи были настолько наивны и несуразны, что их приняли за самоделки. Раньше же очень много игрушек мастерили вручную, и такие вещи тоже интересуют коллекционеров. Но оказалось, что перед нами одни из первых советских новогодних изделий из канители, изготовленных на заводе Москабель. Как известно, празднование Нового года прерывалось с 1929 года по 1935, ёлочные украшения у большинства не сохранились, и страна столкнулась с их нехваткой. Многие предприятия взялись наладить производство, в том числе и Москабель, «лепили, как говорится, из того, что было», взяв за основу идею немецких дореволюционных игрушек, сформированных из канители. Наши игрушки пропагандировали науку, технику и спорт: радиомачты, самолёты, корабли, кометы, звёзды, звёзды с портретами вождей, теннисные ракетки, лыжи. Были и симпатичные сумочки, гнёздышки, ягоды, цветы, птицы и даже драконы. В ход шли отходы производства, проволока медная, алюминиевая, металлическая стружка, плёнка, крашеная вата, шерстяные нитки, использовалась поталь для позолоты и посеребрения. Несмотря на суровый состав, игрушки получались нарядными, не лишены были изящества, нарядно поблескивали на ёлке. Современники вспоминают их с большой теплотой. Интересно, что идею Москабеля подхватил и Ленинградский завод — Ленкабель. Но в газетных статьях тех лет отмечали, что у Ленкабеля украшения были гораздо грубее, и советовали им лучше учиться у Москвы.
Пока я разбиралась с игрушками из проволоки, вспомнила, что в детстве у нас тоже была такая плетёная из цветной проволоки люстра-канделябр, цвета изоляции гармонично сочетались, а выглядывающие медные жилки изображали пламя свечей. Интересно, сохранились ли у кого-нибудь ещё украшения от Москабеля?
И ещё о дарителях, на выставках люди вспоминают, что у них есть подобные вещи, они не очень-то нужны дома, а для музея могут оказаться ценными. Так Маргарита Глаголева подарила музею три ёлочных гриба, один оказался довольно редким. Эти мухоморчики тоже украшали экспозицию, их разместили в старом гнезде дрозда из отдела природы.
А после конкурса фонды музея пополнила чудесная ватная игрушка «Мальчик в маске волка» от Наталья Шимпф.
Вот так у нас удалась выставка елочной игрушки, скоро мы её разбираем, и до следующего года.
Светлана Александровна Катана, заведующий отделом природы МАУК "Североуральский краеведческий музей"